К эмпирическим методам исследования в педагогике относятся

Дистанционное обучение
по всей России
8-800-775-09-71
Звонок бесплатный!

Дистанционное обучение педагогов.

По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.

Подробней на странице

«Переподготовка, повышение квалификации педагогов».

Наш телефон  8-800-775-09-71
Бесплатный звонок по России!

К наиболее часто используемым методам эмпирического исследования относятся наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, изучение документации, изучение продуктов деятельности.

Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе работы образовательной системы и ее результатах.

Эмпирический характер познания, присущий методам этой группы, является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.

Отметим, что анкетирование, тестирование, интервью как эмпирические методы сбора и накопления данных в педагогическом исследовании заимствованы из социологии (это так называемые социологические методы, используемые в педагогике).

Наблюдение

Наблюдение – наиболее распространенный эмпирический метод, с помощью которого объект изучается в различных условиях без вмешательства в его существование. Наблюдение широко применяется в педагогике, обеспечивая информацией стихийно протекающий процесс познания.

Однако при стихийном наблюдении в силу особенностей человеческого внимания одни детали от наблюдателя ускользают, а другие детали быстро забываются, не образуя целостной системы знаний об объекте.

Как метод педагогического исследования наблюдение имеет целенаправленный характер, оно осуществляется по определенному плану, его результаты фиксируются, а в конце наблюдения собранные данные обобщаются (ведется журнал наблюдения). К достоинствам наблюдения относятся его доступность и возможность самому исследователю непосредственно ознакомиться с изучаемым предметом.

Недостатки наблюдения в педагогическом исследовании состоят в том, что:

  • на достоверность результатов сильно влияют личностные особенности наблюдателя, его интересы, убеждения и стереотипы;
  • достоверность полученных результатов прямо пропорциональна длительности наблюдения (чем дольше проводилось наблюдение, тем статистически достоверней данные, полученные с его помощью);
  • личным наблюдением физически невозможно охватить все составляющие исследуемого процесса, а это значит, что многие факты все равно останутся неустановленными.

Анкетирование

Анкетирование – метод сбора информации с помощью анкет (специально разработанных опросных листов, требующих письменных ответов).

Основные виды анкет:

  • открытые (опрашиваемые должны сформулировать ответ самостоятельно);
  • закрытые (опрашиваемым надо выбрать наиболее подходящий ответ из нескольких предлагаемых вариантов);
  • смешанные (комбинированные), предусматривающие возможность как выбора ответа из готовых вариантов, так и самостоятельной его формулировки.

Анкетирование наиболее эффективно, если требуется выявить коллективное мнение по каким-либо вопросам и потребности значительного количества людей. В зависимости от цели сбора информации анкетированию могут подвергаться администрация, педагоги, учащиеся, их родители, представители ближайшего социального окружения.

Применяя этот метод, следует помнить, что результаты анкетирования, даже полученные на больших выборках, отражают мнения, взгляды, стереотипы мышления и восприятия респондентов, особенности данной социальной группы, а поэтому они могут значительно расходиться с установленными научными фактами.

С помощью анкетирования можно за относительно малый отрезок времени охватить опросом большое количество людей, а стандартные формулировки вопросов в анкетах позволяют сравнительно легко обрабатывать полученные данные.

Однако при анкетировании исключается возможность корректирования формулировок вопросов, поэтому важным условием эффективности этого метода является достаточное качество используемого опросника (ясность для опрашиваемого сути вопросов, возможность дать на них однозначные ответы или выбрать приемлемый вариант ответа из предложенных альтернатив, а также избегание вопросов, провоцирующих заведомо неправильные ответы).

При проведении массовых анкетирований фактором, снижающим правдивость ответов, становится мнение других людей.

Беседа

Беседа (диагностическая беседа) – метод, при котором получение информации происходит в режиме индивидуализированного диалога. Как и любой метод, беседа преследует определенную цель, а ее результаты анализируются.

Как и анкетирование, она проводится на основе предварительно разработанных вопросов, однако формулировки и последовательность вопросов задаются не строго, они могут варьироваться.

К условиям успешности беседы относятся ее индивидуальный характер, сосредоточенность исследователя на собеседнике, создание доверительной обстановки, умение исследователя стимулировать речевую активность опрашиваемого, не отвлекаясь при этом от поставленной исследовательской цели.

Как метод исследования беседа по сравнению с анкетированием имеет ряд преимуществ, обусловленных наличием непосредственного контакта с опрашиваемым человеком.

К ним относятся возможности:

  • управлять влиянием на ответы опрашиваемого внешних раздражающих факторов (избежать присутствия третьих лиц; выбрать наиболее подходящие обстановку, освещение, время; изменять интонацию при формулировании вопросов и т. д.);
  • менять формулировку вопросов по ходу беседы, делая их более подходящими для отвечающего;
  • задавать уточняющие вопросы, добиваясь более конкретных ответов;
  • использовать невербальные каналы общения для создания установки на искренние ответы;
  • отслеживать информацию, которая транслируется опрашиваемым по невербальным каналам общения (например, по характерным жестам, взгляду, позе человека в ходе беседы можно выявить его эмоциональное состояние, распознать неискренние ответы);
  • ситуативно расширять или сужать круг вопросов в зависимости от характера и объема информации, которой владеет опрашиваемый и которой он готов в данный момент поделиться.

Недостатки диагностической беседы связаны с индивидуальным характером осуществляемого с ее помощью опроса. В отличие от анкетирования беседа не подходит для массовых опросов.

Для проведения беседы необходим определенный психологический настрой, что предполагает специальный выбор места и времени, а также нежелательность открытого фиксирования получаемых ответов.

Кроме того, успех этого метода зависит от уровня коммуникативных умений обоих участников беседы. Наконец, значительная вариативность формулировок вопросов и ответов затрудняет обработку результатов беседы.

Изучение документации

Изучение документации (например, устава, личных дел, планов работы, отчетов, финансово-хозяйственной документации) позволяет охватить значительный объем данных. Это достоинство дополняется удобством поиска и обработки необходимой информации, которая в документах представлена в уже систематизированном виде и, как правило, в стандартных формах.

Еще одно достоинство метода изучения документации обусловлено достаточно длительными сроками архивного хранения документов: предоставляется возможность обращения к прошлому документально зафиксированному опыту и поиска в нем причин сегодняшних проблем и путей их разрешения.

Недостатками метода изучения документации являются в основном следующие:

  • стандартизация и деловой стиль документов вводят жесткие ограничения на характер и количество документально фиксируемых фактов, вследствие чего не фигурирующие в документе факты остаются вне поля зрения исследователя, а именно они могут оказаться особенно важными для познания новых свойств и явлений в исследуемом объекте;
  • в документе могут присутствовать искажения фактов, которые вводят в заблуждение человека, этот документ изучающего (фактическая достоверность документов может пострадать, например, из-за стремления быть лучше, чем на самом деле, или из-за элементарной небрежности в ведении документации).

Изучение продуктов деятельности

Метод, при котором предметом изучения являются продукты деятельности участников образовательного процесса (например, творческие работы или различного рода достижения и т. д.).

Продукты деятельности материальны, их наличие и количество легко проверить, чего не позволяют зафиксированные документальные сведения, где описания предметов вполне могут не отражать некоторые важные в данный момент параметры, а количественные показатели – случайно или намеренно искажаться.

Необходимость этого метода в педагогическом исследовании определяется еще и тем, что с его помощью можно выявить также специфические свойства, характеризующие личность субъекта, создавшего тот или иной продукт.

Педагогическое тестирование

Метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию проверяющего. В настоящее время все более широкое распространение получает компьютерное тестирование, позволяющее существенно облегчить и ускорить проверку и первичную обработку результатов.

Педагогический эксперимент

Особый метод эмпирического исследования, состоящий в том, что исследователь вмешивается в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений.

Выделяют два вида педагогического эксперимента:

  • констатирующий,  специально созданные условия позволяют выявить новые факты.
  • формирующий (преобразующий). При формирующем – изменить ход и результат педагогического процесса. Теперь рассмотрим теоретические методы педагогического исследования, которые служат для интерпретации анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных. По мнению Г. М. Коджаспировой, к ним относятся:

сравнительно-исторический анализ;

Методы моделирования

Метод моделирования (в педагогике моделирование означает построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов). Используются для схематического изображения исследуемых педагогических систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте;

  • анализ литературы;
  • анализ архивных материалов и документов;
  • анализ базовых понятий исследования;
  • методы причинно-следственного анализа изучаемых явлений;
  • методы прогнозирования.

Сравнительно-исторический анализ является диалектическим по своей сути методом и играет важную роль в педагогическом исследовании. Он сформировался на основе принципа историзма и применяется в педагогике как собственно сравнительно-исторический метод, обеспечивающий такое изучение педагогических явлений, которое прослеживает и сравнивает их в развитии.

Например, анализ категории образования в рамках этого метода позволяет: объяснить, как это понятие формировалось, какие этапы оно прошло в своем развитии; выявить, каким образом возникали те или иные концепции образования, каковы их источники, что в этих концепциях нуждается в реконструировании; сравнить этапы развития отдельных концепций и т. д.

Это дает возможность проследить сходство и различие компонентов, их изменения; показать, в чем заключается ограниченность или односторонность прошлых концепций образования и как они были преодолены, какие их элементы перешли в новые современные теории.

Иначе говоря, углубляя представления о прошлом, сравнительно-исторический анализ обогащает понимание современных проблем образования.

Одним из методов сравнительно-исторического анализа педагогического исследования является генетический метод, позволяющий вести исследование явлений на основе анализа их развития.

В педагогике важно проследить возникновение явления, ступени его развития, процесс постепенного формирования личностных качеств, профессиональных знаний и умений, изменений, происшедших в результате применения психолого-педагогических мер воздействия или взаимодействия.

Генетический метод

Выявляя специфику, тенденции развития исследуемого явления, новые подходы к решению задач, определяя результативность этих подходов и делая прогноз развития ситуации.

Реализуется генетический метод чаще в форме срезов, то есть изменение соответствующих показателей фиксируется через определенные временные интервалы.

По сути этот метод представляет собой одну из форм диалектического метода, позволяющего определить сущностные характеристики явлений, установить причинные зависимости и тем самым найти оптимальные условия развития личности, ее движущие силы.

В процессе исследования педагогических явлений широко используется метод сравнения, устанавливающий сходство или различие между предметами и явлениями и дающий возможность прийти к синтезированному выводу.

Сравнение используется при применении различных методов (наблюдения, эксперимента и т. д.), в единстве с генетическим методом. Оно важно для объяснения явлений и тогда, когда собственно разъяснения нет, но на первый план выходит сопоставление явлений.

Исторический метод

Применяется, прежде всего, при изучении проблем истории педагогики. Эта отрасль педагогической науки раскрывает возникновение, состояние и развитие учебно-воспитательных учреждений, педагогических теорий в конкретных исторических условиях.

Отметим, что одним из недостатков педагогических исследований является их описательно-эмпирический характер: исследователь описывает факты педагогического опыта, выявляет опытным путем наличие некоторых функциональных связей между педагогическими воздействиями и их результатами.

Однако это не объясняет механизма данных связей и не раскрывает их закономерности. Указанные недостатки преодолеваются путем перехода на теоретический уровень исследования. Совокупность эмпирических и теоретических методов позволяет провести педагогическое исследование наиболее полно.

Дистанционное обучение педагогов.

По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.

Подробней на странице

«Переподготовка, повышение квалификации педагогов».

Наш телефон  8-800-775-09-71
Бесплатный звонок по России!


× Задать вопрос в WhatsApp