Компетентность воспитателя в области постановки целей и задач

8-800-775-09-71 Бесплатно по России!

ОБУЧЕНИЕ “ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ”
 

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности отражает качество реализации педагогом каждого из этапов процесса целеполагания: 

  • выбор и формулирование цели занятия (мероприятия);
  • переформулирование цели занятия для учеников (воспитанников);
  • формулирование и обоснование цели урока или задания;
  • создание образа результата и объяснение системы требований к нему;
  • описание способа достижения результата и объяснение требований к нему;
  • отслеживание и оценка деятельности целеобразования обучающихся (воспитанников) и собственной деятельности по целеполаганию.

Компетентность педагога в целеполагании является одной из основных, обеспечивающих успешность всей педагогической деятельности. Цель, как идеальное представление будущего результата деятельности, определяет характер и способы действий человека. Таким образом, умение педагога правильно поставить цель деятельности и конкретизировать ее в задачах будет не только определять характер деятельности, но и обеспечит достижение запланированного результата, сделает деятельность педагога действительно эффективной.

Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников); умение перевести тему урока в педагогическую задачу; умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач.

Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников)

Данный показатель отражает, в какой мере педагог уделяет внимание особенностям ученика (воспитанника), формулируя цель, ставя перед обучающимся задачу, предлагая способы ее достижения. Если педагог стремится лучше узнать и понять каждого обучающегося (воспитанника) и обеспечить принятие и понимание им цели, то можно говорить о наличии компетентности в данной области. Ориентация на ученика при постановке целей выражается в том, что педагог хорошо знает и применяет на практике информацию о возрастных особенностях детей, об их индивидуальных различиях. То есть, педагог умеет работать с обучающимися (воспитанниками) как с группой, включающей детей одного возраста, так и с каждым отдельным учеником (воспитанником).

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: 

  • Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету.
  • Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
  • Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока.
  • Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.
  • Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока.

Для других категорий педагогических работников показатель «Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников)» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.

Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу

Любая цель «распадается» на систему задач, понимаемых как реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат.
Учебная (воспитательная) задача, таким образом, – это умение ставить цель в конкретных условиях. Для достижения одной цели может потребоваться решение нескольких задач, и наоборот. К цели педагог может идти разными способами. Постановка задач на основе целей предполагает, что педагог учитывает реальные условия деятельности, возможности обучающихся (воспитанников), реалии общественной жизни и формулирует перед детьми задачи так, что они обязательно приведут их к достижению запланированного результата.

Тема занятия определяет содержание материала, включенного в него, а цель занятия определяет результат и характер деятельности по его достижению. Педагог в своей практике оперирует преимущественно темами занятий. Однако педагог должен ясно представлять, чем отличается тема занятия от цели занятия, не отождествляя их между собой. Цель занятия определяется не только содержанием темы, но и характером той образовательной программы, которая выбрана педагогом. Умение различать тему и цели занятия является одной из важнейших проблем целеполагания и, как показывают эмпирические исследования, одной из самых распространенных ошибок, допускаемых педагогами в процессе постановки цели, является ее подмена темой занятия. Перед каждым педагогом стоит проблема перевода темы занятия в педагогическую цель и педагогические задачи.

Педагог должен не просто уметь перевести тему занятия в цель, но и конкретизировать ее до комплекса взаимосвязанных задач, которые могут быть решены как на одном занятии, так и в процессе организации целого цикла занятий. Независимо от сложности используемого учебного материала и характера темы урока (другого занятия), педагогу необходимо осуществлять эту деятельность на основе любой темы, а не только тех, которые подробно прописаны в методических материалах.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: 

  • Умеет сформулировать цели и задачи на основе темы урока.
  • Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач.
  • Может сформулировать критерии достижения целей урока.
  • Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока.
  • Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями.

Для других категорий педагогических работников показатель «Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.

Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач

Данный показатель отражает то, насколько педагог умеет сделать цель урока (другого занятия) целью для ученика (воспитанника), насколько ребенок принимает поставленную перед ним цель как свою и стремится к ее достижению. Успешность педагога при решении этой задачи зависит от того, насколько обучающийся (воспитанник) вовлечен в процесс формулирования целей и задач. Для того, чтобы вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс постановки цели, педагог сам должен хорошо ориентироваться в нем. Педагог, который может вовлекать обучающихся в процесс постановки цели, использует в практике такие приемы, как демонстрация способа достижения цели, описание программы действий и признаков, на которые можно ориентироваться при контроле, оценивании и прогнозировании изменениях и др. Тогда деятельность по постановке цели превращается в совместную, а у обучающихся (воспитанников) формируется умение самостоятельно ставить цель деятельности.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: 

  • Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока.
  • Предлагает обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения.
  • Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой.
  • Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока.
  • Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока.

Для других категорий педагогических работников показатель «Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.

 



Добавить комментарий

× Задать вопрос в WhatsApp