Становление и развитие коррекционной педагогики как науки

Дистанционное обучение
по всей России
8-800-775-09-71
Звонок бесплатный!

Дистанционное обучение педагогов.

По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.

Подробней на странице

«Переподготовка, повышение квалификации педагогов».

Наш телефон  8-800-775-09-71
Бесплатный звонок по России!

 

Становление коррекционной педагогики

Коррекционная педагогика – это одна из областей педагогики, которая занимается изучением условий воспитания и обучения детей, имеющих различные психические либо физические нарушения, с целью достижения ими максимального возможного личностного уровня развития, образования и готовности к самостоятельной жизни в современном обществе.

Становление коррекционной педагогики как науки, происходило в рамках дефектологии. Толчком к ее становлению и развитию послужила потребность в соединении клинико-физиологических и психолого-педагогических направлений исследований процессов воспитания, обучения и развития детей, имеющих различного рода отклонения.

Еще одним фактором, обуславливающим возникновение коррекционной педагогики, является расхождение биологического и культурного развития у детей с аномалиями. Данной проблемой занимались отечественные и зарубежные ученые, которые и положили начало такой науке как коррекционная педагогика.

Первые наработки в данном направлении были осуществлены в странах Западной Европы, когда ученые начали заниматься разработкой методов и средств развития детей, имеющих нарушения слуха, зрения и интеллекта. Характерным является то, что ученые стремились не перенять чей-то опыт, либо адаптировать его, а занимались творческим осмыслением теоретических и методологических основ воспитания, обучения и развития, и последующей разработкой собственных авторских методов коррекционной работы.

Необходимо отметить, что в России в отличие от Запада к вопросу воспитания и обучения детей с нарушениями подходили несколько иначе. Достаточно долгое время к детям с различными видами нарушениями относились негативно, их принято было скрывать от общества, а рождение такого ребенка в семье считалось позором. Поэтому развитие коррекционной педагогики в России происходит значительно позже, чем на Западе.

Основные достижения отечественной коррекционной педагогики

Одним из наиболее крупных достижений в становлении и последующем развитии коррекционной педагогики в России является создание в начале ХХ века специальных учебных заведений для обучения и воспитания глухих, слепых и умственно отсталых детей.

Следующий этап развития относится к советскому периоду, когда коррекционная педагогика расширяет свою сферу деятельности за счет внедрения в практику разнообразных методов и средств коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в разных сферах. Особо активно развивалась логопедия, большой вклад в которую был внесен Л.С. Выготским. Разрабатывается классификация детей с логопедическими нарушениями и систематизированные подходы к работе с ними.

Помимо логопедического направления работы, на основании исторической теории Л.С. Выготского разрабатываются подходы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуховой сферы. Так же, как и в логопедии, разрабатывается классификация детей с нарушением слуха, диагностические методики исследования, методы, средства и приемы работы с такими детьми.

По мере накопления опыта работы с детьми, имеющими нарушения речи и слуха, все более очевидным становится образование такой профессии как педагог-дефектолог, который занимается обучением и воспитанием детей с отклонениями.

Также необходимо отметить, что крупными достижениями в области коррекционной педагогики советского периода является развития специальной дидактики, которая занимается развитием и обучением аномальных детей. На данном этапе устанавливаются основные цели и задачи коррекционной педагогики, разрабатываются специальные методы, средства и программы работы с детьми с отклонениями.

Наибольшее же значение имеет формирование культуры работы с аномальными детьми, которая устанавливает, не только правила работы, но и требования к личностным качествам коррекционного педагога. Постепенно коррекционная педагогика накапливает опыт по работе с аномальными детьми, который постоянно пополняется, расширяется и совершенствуется.

К концу 70-х – 80-х годов, научные поиски и практическая работа с аномальными детьми, подвергается жесткому цензу со стороны государства. Это связано с тем, что детей с отклонениями становится намного больше, чем в других странах. Что естественно не может вызывать обеспокоенности со стороны руководства страны, которое стремится скрыть истинную картину. Вновь возвращается ситуация, когда детей с отклонениями принято скрывать от общества.

Ситуация меняется только лишь в 90-х года, когда открываются коррекционные образовательные учреждения, педагогические исследования направляются на развитие, воспитание и обучение детей, имеющих различные виды отклонений. Помимо методов и средств коррекционной работы, разрабатываются законы, которые гарантируют детям с отклонениями реализации их конституционных прав на получение образования.

Перспективы дальнейшего развития коррекционной педагогики

В настоящее время основной задачей современной коррекционной педагогики является обеспечение научно обоснованного подхода к системе специального образования, которое ориентировано на ценности открытого гражданского общества.

В связи с чем, приоритетными направлениями в развитии коррекционной педагогики являются:

  1. Разработка научных основ по раннему развитию детей, у которых нарушения выявлены в первые месяцы жизни. Предусматривается разработка гибкой индивидуальной системы развития и коррекционной помощи, основанных на медико-психолого-педагогическом исследовании ребенка.
  2. Разработка программ, методов и средств интегрированного обучения, воспитания и развития детей, с использованием форм взаимодействия специального и массового образования.
  3. Переосмысление образовательных стандартов и жизненной концепции коррекционной системы образования, предусматривающей организацию не только общего среднего образования, но и специального образования для подростков с отклонениями в развитии.
  4. Разработка методов и технологий качественной индивидуализации специального образования.
  5. Разработка концепции, определяющей роль и функции компьютерных технологий в решении центральных проблем коррекционного обучения.
  6. Разработка содержания и методов психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования.

Дистанционное обучение педагогов.

По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.

Подробней на странице

«Переподготовка, повышение квалификации педагогов».

Наш телефон  8-800-775-09-71
Бесплатный звонок по России!


× Задать вопрос в WhatsApp