Требования к аттестации электролабораторий и лабораторий теплотехнических измерений

Дистанционное обучение
по всей России
8-800-775-09-71
Звонок бесплатный!

Дистанционное обучение сотрудников лабораторий.

По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.

Подробней на странице

«Переподготовка, повышение квалификации сотрудников лабораторий».

Наш телефон  8-800-775-09-71
Бесплатный звонок по России!

 

  1. Общие положения

1.1. Общие требования к аттестации электролабораторий и лабораторий теплотехнических измерений разработаны с учетом требований:

  • Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  • Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;
  • Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • нормативных документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
  • документов Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (Единая система оценки соответствия).

1.2. В настоящем документе применяются термины и определения, указанные в СДА-06-2009 «Термины и определения, используемые в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве».

  1. Участники деятельности по аккредитации и аттестации

2.1. В деятельности по аккредитации и аттестации в энергетике участвуют:

  • Наблюдательный совет;
  • комиссия по аккредитации;
  • апелляционная комиссия;
  • технические комиссии;
  • орган по аккредитации (Центральный орган, Координирующий орган);
  • независимые органы по аттестации лабораторий в энергетике (далее — независимые органы);
  • электролаборатории (электроиспытательные и электроизмерительные лаборатории) и лаборатории теплотехнических измерений (далее — лаборатории).

2.2. Участники деятельности по аккредитации и аттестации в энергетике приведены на рисунке.

2.3. Наблюдательный совет обеспечивает контроль деятельности Единой системы оценки соответствия. Деятельность Наблюдательного совета определяется Положением о Наблюдательном совете (СДА-02-2009).

2.4. Комиссия по аккредитации на основании проверки и анализа документов, подтверждающих соответствие организации установленным требованиям и условиям, принимает решение о возможности аккредитации, приостановке, отмене или отказе в аккредитации независимых органов. Деятельность Комиссии по аккредитации определяется Положением о Комиссии по аккредитации (СДА-04-2009).

2.5. Апелляционная комиссия занимается рассмотрением апелляций, возникающих у участников Единой системы оценки соответствия в процессе деятельности по аккредитации, принимает решение об обоснованности апелляции, исходя из требований международных стандартов в области аккредитации, документов Единой системы оценки соответствия и законодательства Российской Федерации, а также обеспечивает учет и хранение всех записей (окончательных решений и принятых последующих действий), касающихся рассмотренных апелляций, поступивших в Центральный орган. Деятельность Апелляционной комиссии определяется Положением об Апелляционной комиссии (СДА-05-2009).

2.6. Технические комиссии решают профессиональные задачи в областях, соответствующих их компетенции. Деятельность технических комиссий определяется Положением о технических комиссиях (СДА-07-2009).

2.7. Орган по аккредитации (Центральный орган, Координирующий орган) координирует деятельность участников Единой системы оценки соответствия, организует аккредитацию независимых органов, проводит аттестацию электролабораторий и лаборатории теплотехнических измерений, ведет документацию по аккредитации и аттестации, оформляет свидетельства об аккредитации и аттестации, оформляет и издает документы по аккредитации и аттестации, ведет реестры аккредитованных и аттестованных организаций.

Органом по аккредитации является ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» (Открытое акционерное общество «Научно-технический центр по безопасности в промышленности»). Деятельность Органа по аккредитации определяется Общими требованиями к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008), Положением об Органе по аккредитации (СДА-09-2009) и Уставом.

2.8. Независимые органы осуществляют аттестацию электролабораторий и (или) лаборатории теплотехнических измерений, выдают свидетельства об аттестации, ведут перечни аттестованных лабораторий. Независимые органы аккредитуются в соответствии с Общими требованиями к аккредитации органов по оценке соответствия (СДА-01-2009). Деятельность независимых органов определяется настоящим документом, Положением о независимом органе по аттестации в энергетике (СДАЭ-02-2010), а также Cистемой документов по аккредитации (СДА).

2.9. Электролаборатории (электроизмерительные лаборатории, электроиспытательные лаборатории) осуществляют измерения, испытания и диагностику электробезопасности электроустановок. Лаборатории теплотехнических измерений осуществляют комплекс мероприятий по получению параметров и характеристик теплотехнического оборудования. Деятельность электролабораторий и лабораторий теплотехнических измерений определяется нормативными и методическими документами по оценке соответствия в энергетике и Требованиями к электролабораториям и лабораториям теплотехнических измерений (СДАЭ-04-2010).

  1. Процесс аттестации

Процесс аттестации включает следующие этапы:

  • представление заявки на аттестацию с приложением необходимых документов;
  • анализ заявки и документов, представленных для аттестации;
  • подготовку к оценке на месте;
  • оценку на месте, анализ выводов по результатам оценки и подготовку отчета по оценке;
  • принятие решения об аттестации;
  • инспекционный контроль за деятельностью аттестованной лаборатории и повторную оценку.

Каждый последующий этап аттестации проводится при положительном результате предыдущего этапа. Все этапы аттестации должны быть документированы.

  1. Критерии аттестации

4.1. Компетентность лаборатории определяется с учетом требований безопасности на объектах энергетики.

4.2. Лаборатории должны иметь статус юридического лица и организационную форму, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации. Допускается наделение полномочиями лаборатории отдельного независимого подразделения юридического лица с оформлением соответствующего положения об этой лаборатории.

4.3. Лаборатория должна иметь документально оформленную систему менеджмента качества, соответствующую характеру выполняемых работ по оценке соответствия. Основным документом системы менеджмента качества организация является Руководство по качеству.

4.4. Структура управления и организация работ в лаборатории должны обеспечивать документально оформленное:

  • участие всех задействованных подразделений в процессе оценки соответствия, с указанием их функций и порядка взаимодействия;
  • распределение ответственности, конкретных сфер деятельности и пределы полномочий каждого сотрудника. Все сотрудники, занимающиеся проведением оценки соответствия, должны иметь должностные инструкции, утвержденные руководителем лаборатории, и определяющие их служебные обязанности и связанную с ними ответственность. Инструкции должны пересматриваться в случае применения новой техники и технологий, изменений в организации труда, изменения нормативных и правовых документов.

4.5. Лаборатория должна располагать всем необходимым для проведения оценки соответствия и оформления результатов оценки соответствия, в том числе:

  • подготовленным персоналом;
  • помещениями и оборудованием (собственными или арендуемыми на основании договора), оргтехникой, необходимыми для проведения оценки соответствия и оформления результатов оценки соответствия;
  • необходимыми нормативными техническими и методическими документами, регламентирующими проведение оценки соответствия в заявленной области аттестации.

4.6. Персонал лаборатории:

  • не должен подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказать влияние на деятельность в области оценки соответствия. Всякое влияние на результаты оценки соответствия, оказываемое со стороны внешних организаций или лиц, должно быть исключено. Денежное вознаграждение персонала, которому поручается проведение оценки соответствия не должно зависеть от результатов проведенной оценки соответствия.
  • должен иметь соответствующее образование, необходимую квалификацию и практический опыт. Лаборатория должна обеспечить обучение и повышение квалификации персонала, вести постоянный учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого сотрудника, занимающегося оценкой соответствия.

4.7. Все нормативные документы, стандарты, правила, методики, инструкции, и другие документы, используемые в работе лаборатории, должны быть актуализированы и доступны для персонала, устаревшие документы должны своевременно изыматься. Лаборатория должна обеспечить регистрацию и хранение документации, характеризующей выполняемые им работы по оценке соответствия, а также документации, подтверждающей компетентность и беспристрастность привлекаемых им подрядных организаций.

4.8. Дополнительные критерии аттестации испытательных лабораторий определяются Требованиями к электролабораториям и лабораториям теплотехнических измерений (СДАЭ-04-2010).

  1. Представление заявки на аттестацию

5.1. Заявитель, претендующий на аттестацию, направляет заявку на аттестацию (с приложением необходимых документов) в Независимый орган. Форма заявки приведена в Требованиях к электролабораториям и лабораториям теплотехнических измерений (СДАЭ-04-2010).

5.2. Независимый орган рассматривает заявку, оценивает достаточность представленной информации по комплектности и в случае достаточности представленной информации заключает договор с заявителем. При недостаточности представленной информации Независимый орган должен сообщить об этом заявителю.

  1. Анализ документов, представленных для аттестации

6.1. В случае достаточности информации, приведенной в заявке (с приложением необходимых документов), руководитель Независимого органа утверждает состав комиссии для анализа документов, в состав которой входят ведущий эксперт по аттестации, эксперты по аттестации и технические специалисты (при необходимости). Эксперты по аттестации и технические специалисты, входящие в комиссию, должны обладать квалификацией и знаниями по оценке соответствующего вида лабораторий, а также квалификацией и знаниями в заявленных областях аттестации соответственно.

Члены комиссии должны поставить в известность Независимый орган о наличии существующих или ранее существовавших, потенциально возможных связях или конкуренции между ними или организациями, в которых они работают, и заявителем. Члены комиссии не должны консультировать представителей лаборатории, чтобы не скомпрометировать процесс аттестации.

Эксперты по аттестации, технические специалисты и другие лица, участвующие в деятельности по аттестации, включая членов Комиссии по аттестации, должны подписать обязательство (форма обязательства приведена в приложении 2) о соблюдении правил, определенных документами Единой системы оценки соответствия в том числе в отношении конфиденциальности информации, полученной в процессе деятельности по аттестации, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, а также соблюдении объективности, беспристрастности и независимости от коммерческих интересов, а также информировании Независимого органа о существующей или прошлой связи с лабораторией, в оценке которой предстоит участвовать.

6.2. По результатам анализа документов ведущий эксперт по аттестации составляет заключение, в котором должна содержаться оценка соответствия заявителя критериям аттестации. Заключение подписывают ведущий эксперт по аттестации и члены комиссии. Независимый орган направляет заключение по результатам анализа документов заявителю. При несоответствии представленных документов критериям аттестации Независимый орган приостанавливает процедуру аттестации и сообщает об этом заявителю, который в этом случае может доработать документы и представить их повторно. Срок представления доработанных документов не должен превышать трех месяцев. При несоблюдении заявителем срока представления доработанных документов Независимый орган прекращает процедуру аттестации.

  1. Подготовка к оценке на месте

7.1. При положительных результатах проведения анализа документов, представленных для аттестации, проводится оценка заявителя на месте. Оценка на месте осуществляется комиссией, утвержденной Независимым органом. Комиссия для оценки на месте формируется в порядке, изложенном в п.6.1. Назначение в комиссию технических специалистов, являющихся представителями Ростехнадзора, согласовывается с техническими комиссиями или территориальными органами Ростехнадзора.Дополнительные требования к составу комиссии для оценки на месте устанавливаются Независимым органом.

7.2. Ведущий эксперт по аттестации составляет план оценки на месте, в котором указываются сроки ее проведения и проверяемые критерии. Независимый органом извещает заявителя о составе комиссии для оценки на месте, плане оценки на месте и сроках её проведения. В случае обоснованных возражений по составу комиссии заявитель может обратиться в Независимый органом с просьбой об изменении состава комиссии. В случае обоснованности возражений лаборатории Независимый орган может изменить состав комиссии. Основанием для изменения состава комиссии может быть конфликт интересов между членами комиссии и лабораторией.

  1. Оценка на месте, анализ выводов по результатам оценки и отчет по оценке

8.1. Оценка на месте состоит из следующих этапов:

  • проведение предварительного совещания;
  • оценка;
  • подготовка выводов оценки на месте и акта;
  • проведение заключительного совещания.

8.2. Комиссия начинает оценку на месте с предварительного совещания в проверяемой лаборатории. Предварительное совещание проводится совместно с руководством проверяемой лаборатории и (или) с ответственными за проверяемые подразделения или процессы. На совещании ведущий эксперт по аттестации представляет членов комиссии и знакомится с присутствующими представителями лаборатории, доводит до сведения представителей проверяемой организации цель оценки на месте и программу ее проведения, подтверждает область аттестации, а также готовность организации следовать процедурам аттестации.

8.3. Комиссия оценивает все подразделения заявителя, в которых осуществляются ключевые виды деятельности, на соответствие критериям аттестации, проверяет соответствие фактического состояния заявителя представленным документам, его способность выполнять заявленные функции. Если заявитель имеет подразделения, находящиеся на другой территории, эти подразделения также должны пройти оценку на месте.

При проведении оценки на месте должны быть рассмотрены и оценены:

  • юридический статус, структура организации, функции структурных подразделений организации;
  • административная подчиненность и финансовая деятельность (источники финансирования), оценка независимости, беспристрастности;
  • компетентность, опыт работы в заявленной области (при необходимости документы, подтверждающие компетентность структурных подразделений заявителя или субподрядной организации (свидетельства об аттестации, аккредитации, сертификаты и др.);
  • кадровый состав, наличие и достаточность персонала с точки зрения квалификации и опыта работы в заявленной области;
  • наличие, полнота и актуальность фонда нормативных документов и документов, регламентирующих деятельность лаборатории;
  • техническая оснащенность;
  • наличие и достаточность помещений;
  • наличие действующей системы менеджмента качества;
  • оформление результатов оценки соответствия.

8.4. При проверках (инспекционном контроле) лабораторий Независимым органом по аттестации может быть проведена проверка образования, подготовки и оценка опытности (квалификации) персонала.

8.5. Комиссия анализирует всю информацию, полученную в процессе оценки на месте. Выводы из проведенной оценки на месте указывают на соответствие или несоответствие критериям аттестации. Члены комиссии записывают и анализируют вместе с представителями проверяемой лаборатории все несоответствия для удостоверения в том, что они понятны и информация, свидетельствующая об этих несоответствиях, объективна.

При анализе несоответствий необходимо руководствоваться следующей классификацией:

  • значительные несоответствия (полностью либо в значительной степени не учитывается или не выполняется какой-либо из критериев аттестации);
  • несоответствия (при выполнении какого-либо критерия аттестации допущены отдельные нарушения);
  • замечания (критерии аттестации выполняются, но документация или деятельность лаборатории может быть улучшена);
  • многочисленные несоответствия и несоответствия систематического характера могут служить свидетельством невыполнения критериев аттестации и должны классифицироваться как значительное несоответствие.

8.6. Результаты оценки на месте отражаются в акте, который содержит оценку соответствия заявителя критериям аттестации. Форма акта приведена в Требованиях к электролабораториям и лабораториям теплотехнических измерений (СДАЭ-04-2010). В акте по результатам оценки на месте указывают все выявленные значительные несоответствия, несоответствия и замечания, которые необходимо устранить для соблюдения всех критериев аттестации. До подготовки акта необходимо устранить разногласия во мнениях по сделанным выводам и полученной информации. Все разногласия, которые не были согласованы, необходимо отразить в акте.

В акте указывается один из трех вариантов рекомендаций комиссии:

  • невозможность аттестовать заявителя;
  • возможность аттестации заявителя после устранения несоответствий;
  • возможность аттестации заявителя.

8.7. По окончании оценки на месте проводится заключительное совещание, на котором комиссия сообщает полномочным представителям лаборатории результаты оценки на месте, обсуждает с ними выявленные несоответствия, согласовывает сроки их устранения и подписывает акт. Срок устранения значительных несоответствий и несоответствий по результатам оценки на месте не должен превышать трех месяцев с момента оценки на месте.

В зависимости от значимости выявленных несоответствий могут быть установлены разные сроки их устранения. Для более значимых несоответствий могут быть установлены более короткие сроки их устранения по отношению к другим несоответствиям.

Комиссия представляет результаты оценки на месте таким образом, чтобы они были понятны представителям лаборатории. При наличии у членов комиссии или полномочных представителей лаборатории особого мнения оно должно быть отражено в акте. В случае отказа со стороны полномочных представителей проверяемой лаборатории подписать акт ведущий эксперт по аттестации отражает это в акте.

8.8. Экземпляр акта передается заявителю, который представляет в необходимых случаях ведущему эксперту по аттестации информацию о проведенных коррекциях и корректирующих действиях по устранению выявленных несоответствий и предупреждению их появления или о планировании корректирующих действий в сроки, согласованные с комиссией.

Ведущий эксперт по аттестации (члены комиссии при необходимости) оценивает достаточность проведенных коррекций и корректирующих действий. При их недостаточности Независимый орган направляет заявителю уведомление об этом. В случае несоблюдения сроков проведения коррекций и корректирующих действий ведущий эксперт направляет комплект документов (п.8.9) в Независимый орган для принятия решения о прекращении процедуры аттестации.

8.9. После устранения несоответствий, выявленных при оценке на месте, ведущий эксперт по аттестации представляет в Независимый орган комплект документов заявителя, акт и отчет со сведениями об устранении несоответствий для принятия решения об аттестации.

Документы, представленные в Независимый орган, должны содержать:

  • однозначную идентификацию лаборатории;
  • дату(ы) оценки на месте;
  • фамилии экспертов по аттестации и технических специалистов, осуществлявших оценку;
  • однозначную идентификацию всех помещений, где проводилась оценка;
  • предполагаемую область аттестации;
  • акт;
  • заявление об адекватности внутренней организации и процедур, принятых лабораторией в целях доказательства своей компетентности и выполнения требований к
  • аттестации (заключение ведущего эксперта по аттестации);
  • отчет со сведениями об устранении несоответствий;
  • любую дополнительную информацию, которая способствует подтверждению выполнения лабораторией требований к аттестации и его компетентности;
  • краткое изложение результатов сравнительных испытаний или другие сравнения, проводимые лабораторией, и любых других действий, принятых как следствие этих результатов;
  • если уместно, рекомендацию в отношении решения об аттестации, сокращения или расширения области аттестации.
  1. Принятие решения об аттестации

9.1. Независимый орган рассматривает комплект документов и оценивает их достаточность и соответствие критериям аттестации.

9.2. В случае достаточности представленных документов и соответствия их критериям аттестации Независимый орган передает их в Комиссию по аттестации для принятия решения об аттестации. В случае положительного решения Комиссии по аттестации Независимый орган оформляет свидетельство об аттестации с указанием в нем области аттестации (требования к содержанию свидетельства об аттестации приведены в Требованиях к электролабораториям и лабораториям теплотехнических измерений (СДАЭ-04-2010).

9.3. Сроки действия свидетельств об аттестации не могут превышать трех лет. В случае отказа в аттестации Независимый орган по согласованию с Комиссией по аттестации направляет заявителю письмо с мотивированным отказом.

  1. Рассмотрение жалоб и апелляций

10.1. Жалобы и апелляции, возникающие у лаборатории при аттестации, могут быть поданы в Независимый орган.

10.2. Жалобы и апелляции рассматриваются руководителем Независимого органа с привлечением (при необходимости) компетентных специалистов.

10.3. Независимый орган информирует Орган по аккредитации о результатах рассмотрения поступивших жалоб и апелляций.

  1. Инспекционный контроль за деятельностью аттестованной лаборатории и повторная оценка

11.1. Независимый орган составляет план инспекционного контроля и повторной оценки на период действия свидетельства об аттестации.

11.2. Инспекционный контроль проводится в форме оценок на месте. Первый инспекционный контроль проводится не позднее чем через 12 месяцев от даты начала действия свидетельства об аттестации. Последующие инспекционные контроли проводятся не позже чем через 18 месяцев после предыдущего посещения. Проведение инспекционного контроля должно осуществляться с учетом других мероприятий, проводимых в отношении лаборатории (оценок на месте в целях расширения области аттестации, внеплановых оценок на месте и др.).

11.3. Процедура проведения инспекционного контроля аналогична процедуре оценки на месте в целях аттестации (разд.7-8).

11.4. Каждый инспекционный контроль может охватывать часть области аттестации лаборатории. В течение срока действия свидетельства об аттестации инспекционный контроль должен охватить всю область аттестации лаборатории.

11.5. При проведении инспекционного контроля учитываются результаты предыдущих оценок на месте лаборатории, а также оценивается:

  • функционирование системы менеджмента качества лаборатории;
  • соответствие лаборатории критериям аттестации и требованиям, обусловленными аттестацией;
  • деятельность по оценке соответствия за период, прошедший после очередной оценки на месте.

11.6. При проведении инспекционного контроля проводится наблюдение за деятельностью по оценке соответствия. Наблюдение осуществляется при непосредственном присутствии членов комиссии при проведении оценки соответствия.

11.7. В случае обоснованных претензий к качеству услуг, предоставляемых аттестованной лабораторией, а также при её реорганизации с изменением условий аттестации проводятся внеплановые оценки на месте.

11.8. Повторная оценка проводится к моменту истечения срока действия свидетельства об аттестации в соответствии с требованиями разд.5-8 настоящего документа. Заявку на продление аттестации заявитель представляет за шесть месяцев до истечения срока действия свидетельства об аттестации. Срок между первичной и повторной оценкой не должен превышать трех лет. На основании положительного акта оценки на месте по результатам повторной оценки Независимый орган продлевает свидетельство об аттестации. Срок продления действия свидетельства об аттестации не может превышать трех лет.

11.9. Срок устранения выявленных значительных несоответствий и несоответствий не должен превышать трех месяцев с момента инспекционного контроля и повторной оценки.

  1. Расширение области аттестации

12.1. При необходимости расширения области аттестации, лаборатория направляет в Независимый орган заявку и необходимые документы. При отсутствии изменений в юридическом статусе и организационной структуре количество документов, направляемых заявителем в Независимый орган для расширения области аттестации, может быть сокращено. Процедура расширения области аттестации осуществляется в соответствии с требованиями разд.5-9 настоящего документа.

12.2. При создании подразделения, находящегося на другой территории, вместе с заявкой лаборатория представляет документы, содержащие сведения о новой организационной структуре и изменениях в документах, включая описание организации работ по оценке соответствия с учетом этого подразделения.

12.3. Оценку на месте в целях расширения области аттестации целесообразно совмещать с инспекционным контролем за данной лабораторией.

12.4. При положительном решении о расширении области аттестации Независимый орган оформляет приложение к имеющемуся свидетельству об аттестации. При расширении области аттестации срок действия свидетельства об аттестации не изменяется.

  1. Приостановка, отмена действия аттестации или сокращение области аттестации

13.1. Аттестация может быть приостановлена в случае неустранения выявленных несоответствий в установленные сроки.

Аттестация может быть отменена в следующих случаях:

  • выявление значительных несоответствий и (или) систематическое невыполнение требований аттестации;
  • самостоятельное решение лаборатории о прекращении аттестации;
  • ликвидация лаборатории;
  • нарушение лаборатории договорных обязательств перед Независимым органом.

13.2. Область аттестации лаборатории может быть сокращена путем исключения тех частей, в которых лаборатория долгое время не удовлетворяет критериям аттестации, а также на основании самостоятельного решения лаборатории.

13.3. Решение о приостановке или отмене действия аттестации либо о сокращении области аттестации принимает Комиссия по аттестации после рассмотрения документов, свидетельствующих о невозможности продолжения действия аттестации.

13.4. Независимый орган извещает лабораторию и Орган по аккредитации о принятом решении.

13.5. После приостановления или отмены действия аттестации лаборатория должна вернуть свидетельство об аттестации и приложения к нему в Независимый орган.

  1. Ведение записей, касающихся лаборатории

14.1. Независимый орган обеспечивает регистрацию, учет и хранение документов и материалов, касающихся аттестации лабораторий, включая соответствующую переписку, заявки на аттестации, акты и записи по оценке на месте лаборатории, протоколы рассмотрения вопросов, относящихся к подтверждению, продлению, приостановлению, сокращению или отмене аттестации, копии свидетельств об аттестации.

14.2. Независимый орган ведет учет:

  • структурных и качественных изменений, связанных с деятельностью лаборатории, а также изменений юридических адресов и платежных реквизитов;
  • рекламаций к деятельности лаборатории.

Дистанционное обучение сотрудников лабораторий.

По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.

Подробней на странице

«Переподготовка, повышение квалификации сотрудников лабораторий».

Наш телефон  8-800-775-09-71
Бесплатный звонок по России!


× Задать вопрос в WhatsApp